Икона Божией Матери Иерусалимской из Варваринской церкви г. Пинска (середина – 2-ая половина XVI в.) отличается монументальностью композиции и подчеркнутой экспрессивностью изобразительного языка.
О византийской традиции свидетельствуют утонченный рисунок, золотой ассист и густой цвет неширокого диапазона. Орнамент на данной иконе Богоматери выполнен ажурным гравированием, он не противоречит плоскостной трактовке форм и придает изображению легкость и прозрачность.
С иконографической точки зрения, единственное различие Иерусалимского извода с традиционным типом Богоматери Одигитрии состоит только в положении Христа: Он обращен и фигурой и лицом к Божией Матери и, подняв к Ней голову, держит на левой руке на коленях свиток, а правой благословляет двуперстным сложением. В силу этого обращения Младенца к Матери, и Она сама, склонив голову и обратившись к Нему лицом, смотрит на Него, слегка прижимая правую руку к груди.
Представленная икона Божией Матери была обнаружена 3-й экспедицией Государственного художественного музея БССР в 1958 г. Богоматерь представлена почти поколенно, облачена в синий хитон с бело-красной каймой, который, как и на Барколабовской иконе Богоматери, на горловине и рукавах отделан позолоченным и жемчужным орнаментом. Мафорий темно-красный на розовой подкладке, чепец синий. На Ее правой руке сидит Младенец в охристо-синем хитоне и темно-красном с ассистом гиматии. Правой рукой Он благословляет, в левой держит свернутый свиток. Фон позолоченный. Вверху, по углам, из-за синих драпировок выглядывают ангелы, облаченные в белые и красные одежды, в руках они держат орудия мучений. В целом образ характеризуется ориентацией на ранние образцы византийского искусства, отличающиеся сдержанной суровостью.
В настоящее время икона представлена в постоянной экспозиции Национального художественного музея республики Беларусь.
История Иерусалимской иконы Божией Матери
Иерусалимская икона Божией Матери, по преданию, была написана апостолом Лукой в 15-й год после Вознесения Христа. В Vв. образ был перемещен в Константинополь императором Львом Великим. При царе Ираклии (575—641), когда столица Византии подверглась нападению скифов, по молитве перед Иерусалимской иконой Божией Матери, защитниками города была одержана победа над врагами. В память об этом икону поместили в одном из главных храмов Византии — Влахернской церкви Константинополя, где она и пребывала почти три столетия, до воцарения Льва VI Философа. Этот император в 988 году перенес знаменитую икону Божией Матери в Корсунь и передал в дар князю Владимиру, который принял здесь крещение. Князь Владимир, в свою очередь, привез ее, как и Холмскую икону, на Русь, и подарил образ новгородцам после их обращения в христианство.
Около четырех веков образ Богоматери Иерусалимской находился в Софийском соборе Великого Новгорода. В 1571 году царь Иоанн Грозный перенес его в Москву, в Успенский собор Кремля.
Во время нападения армии Наполеона в 1812 году икона была похищена и перевезена во Францию, где и находится до сих пор в соборе Парижской Богоматери. В России осталась только точная копия с Иерусалимской иконы.