Последние исследования подтвердили, что Холмская икона Божией Матери была создана в Византии в XI в. Принявший в Константинополе крещение князь Владимир привозит с собой множество святынь, одной из которых, по преданию, и была представленная икона.
Стилистические особенности Холмской иконы
Божия Матерь, как и на Леснинской иконе, изображена повернутой вправо в три четверти, с головой слегка наклоненной в бок Младенца, которого Она держит на правой руке. Положение правой руки Младенца с выпрямленными соединенными указательным и средним пальцами, указывающими на Божию Матерь, будет являться одним из основных вариантов изображения жеста Иисуса на белорусских иконах типа Одигитрия. Лики Богородицы и Младенца на иконе Божией Матери Холмской написаны темной охрой, гиматий Христа – светлой с золотым ассистом, мафорий темно-коричневого цвета. Цветовая гамма построена на контрастном противопоставлении цветовых сочетаний: темно-коричневый, зеленый и желтый у Богородицы и белый, сине-зеленый и желтый у Младенца.
Образ Богоматери Холмской дошел до наших дней, с 2000 г. хранится в Луцком музее Волынской иконы (Украина).