Празднование Собора архангела Михаила и других Небесных Сил Бесплотных, отмечаемое 21 (8) ноября, сложилось в Византии в IV–IV веке и воплощает идею молитвенного предстояния перед Богом всех чинов небесного воинства во главе с архистратигом Михаилом. Чины ангельские доносят Господу свое молитвенное прошение о прощении и спасении людей.
По мнению многих исследователей, на развитие иконографии посвященного этому празднику иконного образа оказало влияние восстановление в Византии в 843 году иконопочитания. Считают, что торжество иконопочитания отражает на иконах архангела Михаила размещенный в центре, в круге Славы образ Спасителя, представленного либо в традиционной иконографии Спаса, Иисуса Христа, либо – чаще – в образе предвечного младенца, Спаса Эммануила. В связи с тезисом о выражении в содержании икон архистратига Михаила напоминания о возврате к поклонению иконам, торжеству православия, получает дополнительную полемическую смысловую нагрузку данная белорусская икона. Автор этой иконы тот же, что и иконы «Рождество Божией Матери», условно его называют «Столинским мастером». Свое творение, свой «изобразительный гимн» в честь иконопочитания он противопоставляет иконоборческим настроениям, царившим в недавнем прошлом в умонастроениях многих его соотечественников.
Иконографические особенности образа «Собор архангела Михаила»
В XVII и XVIII веке в московской иконописи очень часто небольшие по размеру изображения «Собор архангела Михаила» присутствовали в числе клейм икон годовых праздников и икон праздничного Шестоднева (клеймо Собора архангелов соответствует понедельнику). Композиции икон греческих, русских и украинских художников этого времени включают обычно только изображения архангелов, среди которых один доминирует в центре за вознесенной сферой с изображением Спасителя. В отличие от них большая, предназначенная для общественного молитвенного созерцания, храмовая икона белорусского Столинского мастера демонстрирует подчеркнутое стремление следовать торжественной иконографии прошлых столетий, раскрыть всю сложность догматического истолкования сюжета, образов и иерархии небесного воинства.
На его иконе изображены не только архангелы, но и другие Небесные Силы: херувимы, серафимы, престолы. На «престолы», как отдельный разряд небесных чинов указывает на его иконе двухступенчатый престол-амвон внизу иконы на облаках, подобный на реальный амвон церкви. Херувимы, парящие на разноцветных крыльях, шестикрылый серафим с огненными крылаим и девять архангелов с серебряными нимбами в церемониальных византийских долматиках, лоратных одеждах обращают свои взоры вниз, на землю, обещая свою помощь и защиту христианам, многострадальному «посполитому народу греческой, русской веры». Впереди небесного воинства – с жезлами в руках архангел Михаил (слева от зрителя, с красными крыльями) и архангел Гавриил (справа, «Собор архангела Гавриила» имеющий аналогичное данному изводу иконографическое выражение празднуется 8 апреля (26 марта) на следующий день после Благовещения). Они поддерживают круглую двухцветную сферу с образом Эммануила как бы отстраненно, словно не смея приблизится к святыне, трепетными и бережными ладонями, прикрытыми белым амафором-убрусом, так как поддерживали византийские придворные драгоценные дары на праздничных церемониях и как во время свадебного обряда в белорусских деревнях держат венчальную икону.
Глубоко прочувствованная монументальная ясность композиции, свободная живая манера исполнения и необыкновенно просветленный и торжественный, «воздушный», серебристо-голубой колорит иконы, оживленный мажорным звучанием светло-красного и оттенков белого цветов, ставят икону «Собор Архангела Михаила и других Небесных Сил Бесплотных» в число наиболее замечательных творений белорусской иконописи.
Юрий Пискун
Из книги «На перекрестке европейских дорог: белорусские иконы»