ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «НЕУВЯДАЕМЫЙ ЦВЕТ»

Неувядаемый цвет

Икона Божией Матери «Неувядаемый цвет» (1-ая пол. XVII в.) является одним из самых ранних иконописных изображений Богоматери и Младенца с розой в царских коронах. На появление этих деталей, не характерных для православной иконописи, повлияла западная иконография, издавна широко использующая различные атрибуты и символы, в частности, цветы и царские венцы.

Неувядаемый цвет

Икона Божией Матери «Неувядаемый цвет». 1-ая пол. XVII в.
Из дер. Бастеновичи Могилевской обл.

Венец на голове Марии был известен западной иконографии уже с XIII века, позже он стал использовался на многих белорусских богородичных образах (например, Юровичской иконе  и Белыничской иконе Божией Матери).

Православная гимнографическая традиция приняла и освятила употребление цветов, уподобляя им в своих песнопениях и Христа, и Богоматерь (в акафисте перед иконой Божией Матери «Неувядаемый Цвет» Богородица именуется «Корнем девства и Неувядаемым Цветом чистоты»).

 Наиболее ранний образец такого рода – это икона св. Анны с Марией-ребенком, у Которой в руке белый цветок, явно символизирующий Христа (Музей Бенаки, Афины, XV в.). Очевидно, в силу все еще сохраняющейся консервативности и догматичности, белорусские иконописцы обращались к этому образу сравнительно редко. Но все же обращались, так как с художественной стороны эта икона выделялась на фоне других икон Божией Матери. Примером использования тематики «Неувядаемого Цвета» в иконописи XVII в. служит также Мадонна с Младенцем в венке из Покровской церкви деревни Докшицы Витебской области.

 В западной традиции лилия трактуется как символ непорочности, а красная роза как знак крестной муки Христа. Смысловые соответствия в переводе их в сферу православной духовной культуры становятся понятны при изучении текстов проповедей XVII века. Незаменимыми источниками являются богословские тексты «Ключ разумения» Иоанникия Галятовского (издание Киево-Печерской Лавры, 1659), «Огородок» и «Венец Христов» Антония Радивиловского (там же, 1676 и 1688). В трудах этих авторов цветы, лилия и роза, предстают символами боговоплощения и страдания, земного пути Христа и его Небесной славы. Вместе с тем они посвящены Божией Матери.

Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Оставить комментарий