Икона была написана слуцким художником Василем Маркиановичем по заказу Марка и Давида Сечки, о чем сообщает вкладная кириллическая надпись. Кроме имен о заказчиках иконы ничего не известно. Наверное, они были прихожанами небольшой и небогатой церкви во имя Покрова Богородицы в деревне Великий Рожан, туда в иконостас и заказали главную икону – «Деисус».
Кроме нее сохранились еще две иконы из местного ряда этого иконостаса, написанные тем же Маркиановичем – образы святого Николая и апостолов Петра и Павла. Храмовая икона «Покров» и еще три сохранившиеся иконы для этой же церкви, были выполнены Василием Маркиановичем уже позже, судя по надписи на одной из них – спустя три года после «Деисуса».
Образ был главной иконой в иконостасах балканских церквей, церквях Украины и Беларуси (в отличие от Москвы, где в XVII веке в центре иконостасов размещалась икона «Спас в силах»). В Беларуси (как впрочем, и в России) названием «Деисус» («Моление») обозначалась не только центральная икона, но и весь иконостасный ряд предстоящих перед Господом в молении святых (с XVII века – предстоящих Христу апостолов), и даже вся систему икон алтарной преграды. В художественном наследии Беларуси первый пример изображения Деисуса – предстоящих перед Христом в молении о спасении людей Божией Матери и Иоанна Предтечи – в Полоцке, на фреске середины XII века в молитвенной келье Преподобной Евфросинии.
Иконография изображения «Деисус»
Образный смысл данного иконографического решения, принятого из Византии, основан на «Откровении Иоанна Богослова» и должен быть зримым выражением господства над миром Иисуса Христа, его грядущего Второго пришествия: «..престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его и имя Его будет на челах их.» (Отк.: 22,3-4). И далее: «И Дух и невеста говорят: приди! И слышавший да скажет: приди! Жаждущий пусть приходит и желающий пусть берет воду жизни даром.» (Отк.: 22,17). Невеста и Дух, взывающие Господа, – непорочная Божия Матерь, принявшая Бога в своем лоне, и Иоанн Креститель, свидетельствовавший Богоявление, – они на небе, как и при Его воплощении на земле, ближе всех ко Христу, первыми предстоят перед Ним как ходатаи дарования спасения всем жаждущим, приходящим к источнику жизни.
Иконографической первооснове «Деисуса» Василь Маркианович следует со всей тщательностью. На его иконе мощная, космическая фигура Христа (согласно иконографической традиции, более крупная, чем фигуры Божией Матери и Предтечи), близка новгородской иконе Спаса на престоле XIV века из собрания Третьяковской галереи. Как и на ней, у Маркиановича Христос облачен в торжественную тунику, в широком раструбе рукава которой виден край рукава хитона, собранного на запястье. Но при всей программной архаике, при всем старании не отступить от древней композиции, изобразительные акценты в произведении белорусского художника Нового времени смещаются к фольклорно-поэтической повествовательности и демократической направленности. Двуперстное благословение Спаса подобно указующему жесту, обращающему молящихся к открытому Евангелию, к призыву «всех труждающихся и обремененных» (Мф.:11, 28).
Прочувствовано и трепетно, со всей возможной психологической правдой, передано художником состояние тихой затаенной печали и милостивого сострадания людям в образах Божией Матери и Иоанна Предтечи, устремивших свои сочувствующие, нежные взгляды вниз, на землю, ко всем труженикам и страдальцам. В глубоком коробе простого, незамысловатого по конструкции, арочного обрамления Десуса, создающего своей тенью иллюзию пространственной глубины иконы, образы Христа и предстоящих Ему Божией Матери и Предтечи кажутся едва ли не реальными, присутствующими в деревенской церкви.