Память ветхозаветного пророка Илии, «Ильин день» – 2 августа (20 июля). Святой пророк в славянском фольклоре стал повелителем дождя, молнии и грома, заменив собой языческого Перуна. Причина столь большой популярности – в мифической мощи этого библейского образа.
Святой пророк Илия: библейские свидетельства
История отшельничества и ревностного служения Богу этого человека изложена в 3-ей и 4-ой книгах Царств, она полна чудес, таких как власть над водной стихией и огнем, воскресение сына Сарептской вдовицы, убиение мечом жрецов Вааловых, вознесение живым в огненной колеснице на небо.
В Евангелиях образ святого пророка Илии, как никакой другой ветхозаветный образ, соотнесен с событиями Нового завета (вместе с Моисеем он присутствует при Преображении Иисуса Христа), с образом Иоанна Крестителя. Он – единственный из ветхозаветных персонажей, чья слава в славянском мире была столь велика, что во множестве создавались его молельные иконы (среди редких сохранившихся житийных белорусских икон XVII века преобладают иконы, посвященные именно этому святому), многие церкви и монастыри названы были в его честь.
В белорусском Поднепровье в честь Илии были названы церкви в Орше и Могилеве, церковь в Кричеве, основанная в XV веке великим князем литовским Казимиром IV Ягеллоном. Ильинский монастырь был в Слуцке. Для горожан и сельских жителей Беларуси в XVII веке в условиях острого противоборства униатов и дезунитов, православных, образ этого святого приобрел особую идейную насыщенность. Его страстная, самоотверженная борьба за истинную веру, против вероотступников как бы проектировалась ими в качестве идейного примера и этического образца в современную реальность.