ТОРОПЕЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Торопецкая икона

Торопецкая икона Божией Матери попала на восточнославянские земли в XII в. Полоцк имел тесные связи с Константинополем, среди полоцких епископов были  греки, а род правивших полоцких князей, возможно, состоял в родстве с византийским домом Комнинов. Благодаря этому в Полоцке могло попасть немало византийских ценностей и святынь, среди которых оказался и образ Богоматери Торопецкой.

Торопецкая икона

Торопецкая икона Божией Матери. XII в.

Из жития Ефросиньи Полоцкой мы узнаем, что для основанного ею монастыря она пожелала получить из Византии одну из древних  богородичных икон,  написанных по преданию евангелистом Лукой. Византийский император Мануил I Комнин и патриарх Лука Хрисоверг прислали Ефросинии список с образа Божией Матери Эфесской. Считается, что это могло произойти до 1173 года, времени паломничества игуменьи в Иерусалим.

По образу того, как в Константинополе каждую неделю проносили по всем церквям икону Одигитрии из храма Одегон, в Полоцке Ефросиния установила обряд ношения иконы по всем церквям каждый вторник. Скудные сведения о духовной жизни Полоцка не позволяют понять причины установленного Евфросинией ритуала с Одигитрией, однако можно предположить, что, воспроизводя вторничную процессию в Полоцке, преподобная княгиня желала уподобить территорию своего города священному пространству столицы Византийской империи. Эта икона оставалась в Полоцке до средины XVII века,  когда она попала в Торопец в результате перипетий военной истории, завоевания города или каких-то случайных обстоятельств. Полоцкое происхождение Торопецкой иконы подтверждает церковная жизнь памятника, с которым, согласно традиции преподобной Евфросинии, был установлен крестный ход: выносную процессионную икону носили по городу и его церквам.

Исследования Торопецкого образа начались в 1930-е гг., когда находящийся в аварийном состоянии сохранности памятник был передан в Торопецкий краеведческий музей и там приступили к реставрационным работам, продолженным в Русском музее Санкт-Петербурга. Результаты их подтвердили сложную и запутанную жизнь иконы. Специалисты до сих пор не пришли к однозначному мнению  о наличии или отсутствии красочного слоя XII века и предполагают, что в XIV в. при неизвестных нам обстоятельствах он был заменен  новым памятником, написанным псковским мастером. Из описания 1888 г. известно, что, как и на Иерусалимской иконе XVI в. из Пинска и Смоленской Одигитрии XVI в. из Дубенца, цвет мафория Богоматери был красным, хитона,  – синий, гиматий на Младенце – темно-зеленый. В 1992 г. по просьбе Полоцкой епархии Белорусской Православной Церкви был сделан точный список с иконы Одигитрии Эфесской, который сейчас находится в Крестовоздвиженском храме Спасо-Евфросиниевского монастыря в Полоцке.

Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Оставить комментарий