БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Благовещение Пресвятой Богородицы

Из всех праздников, посвященных Деве Марии, Благовещение Пресвятой Богородицы — самый древний. Первым корнем всех праздников называет его Иоанн Златоуст (IV- в.). Празднование этого события началось, как полагают исследователи, в Константинополе: в V в. оно еще не было всеобщим, но вскоре вошло в основные двенадцать христианских праздников.

Благовещение  Пресвятой

Богородицы: происхождение

изображения

Изображения этого события неизвестны катакомбному искусству. Они могли появиться не раньше Третьего (Эфесского) собора (431 г.), который, осудив несторианскую ересь, ввел почитание Марии как Богородицы. В основе праздника Благовещения лежит свидетельство о посещении Марии архангелом Гавриилом в Евангелии от Луки (1, 26-38).

Благовещение Пресвятой Богородицы

Благовещение Пресвятой Богородицы.
1-я пол. XVIII в. Из Преображенской церкви
дер. Коматово Гродненской обл

Дополнительные сведения раннехристианские авторы и художники находили в апокрифе «Протоевангелие Иакова». Оттуда происходят данные, что архангел Гавриил явился Марии в доме, когда она стирала пурпурные нити, чтобы выткать завесу для Иерусалимского храма. В том же апокрифе говорится, что сначала архангел Гавриил показался Марии у источника: «И, взяв кувшин, пошла за водой, и услышала голос: Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, Благословенна Ты между женами. И начала оглядываться Она, чтобы увидеть, кто говорит. И, испугавшись, возвратилась домой, поставила кувшин и, взяв пурпур, стала его прясть. И тогда перед Нею предстал Ангел Господень…». Такой вариант изображения известен, например, в мозаиках XI века  церкви св. Марка в Венеции.

Древнейшее изображение Благовещения Пресвятой Богородицы сохранилось среди мозаик триумфальной арки в базилике Санта Мария Маджоре в Риме (IV- в.). Мария в прекрасных одеждах сидит на возвышении, держа в руках шерстяные нити. Рядом стоят два ангела, сверху спускается архангел Гавриил и Святой Дух в виде голубя. В стороне стоит Иосиф, которому ангелы возвещают о Непорочном зачатии. С появлением в церквях высокого иконостаса икона Благовещения Божией Матери переместилась на царские врата. Соответствующее символическое основание для такого размещения звучит в строках Акафиста: «Радуйся, райских дверей отверзение»,  «Радуйся , честного таинства дверь», «Радуйся , дверь спасения».

В XI-XII вв. в искусстве христианского Запада появился новый иконографический вариант — «Благовещение с книгой», истоки которого имеются в апокрифическом Евангелии Псевдо-Матфея, разработанном св. Епифаний Критским и одним из отцов западной Церкви Амвросием Медиаланским. Они писали, что Мария любила читать Священное Писание и что в момент появления Архангела Гавриила Она читала книгу пророка Исаии, где есть пророчество, повторенное евангелистом Матвеем: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что означает с нами Бог» (Мф 1, 23).

Белорусская икона Благовещения Богородицы 1-й половины XVIII в. происходит из Преображенской церкви дер. Коматово Гродненской области. Образ стилистически полностью принадлежит к эпохе расцвета барокко. Мощная фигура Гавриила, облаченная в красный плащ, занимает чуть ли не половину композиции. Архангел так стремительно приблизился к Марии, что Она даже отшатнулась назад, словно защищаясь робко поднятой правой рукой, а левой опираясь на подставку с раскрытой книгой. Стройная фигура Марии повернута так, будто Она слушает Михаила и смотрит на него с недоверием. Голубое небо вверху меняется охристыми облаками с желтым просветом; ангелочки-путси бросают перед Марией раскрыты цветы — белые розы, тюльпаны  и нарциссы.

Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Оставить комментарий