На белорусских землях в память о событии Благовещения была освящена знаменитая Витебская церковь XII в., превращенная местными богоборцами в 1961 г. в руины. Без сомнений, в этой церкви находилось одно из наиболее ранних в искусстве белорусских земель воплощение евангельского события Благовещения, представленное в иконах и росписях стен. Вероятно, был сюжет Благовещения и на предалтарных столбах Полоцкой Софии (середина XI в.). В Спасо-Преображенской церкви на южной стене молельни Евфросинии Полоцкой сохранилась фреска, которая иконографически очень напоминает Благовещение: Мария сидит на возвышении, склонив голову к архангелу Гавриилу, стоящему слева перед Ней.
Среди так называемых византийско-русских росписей непосредственно к белорусскому средневековому искусству принадлежат росписи Благовещенской церкви Супрасльского монастыря (XVI в.). Среди них икона Благовещения показана в двух местах. На алтарной стене в нижнем ярусе она присутствует как храмовый престольный сюжет. Действие происходит на фоне архитектурных кулис, над которыми перекинута вуаль. На четырехгранном подиуме стоит, склонив голову, Мария с клубком ниток в левой опущенной руке, правая прижата к груди. Слева перед Девой Марией — архангел Гавриил, который поднял руку в благословляющем жесте. Второе изображение Благовещения, где Мария ничего не держит в руках, находится на южной стене в цикле росписей на тему «Акафист Богородице». Это композиция соответствует началу текста самого «Акафиста»: «Ангел предстатель с небес послан бысть рещи Богородице: радуйся, и с бесплотным гласом воплощаема тя зря, Господи, ужасашеся и стояше зовый к ней таковая: радуйся …».
На иконе Благовещения слуцкого иконописца Василия Маркиановича (воспитанника православной Киево-Печерской школы) из церкви села Великий Рожан на Случчине Мария, оторвавшись от чтения книги на аналое и повернувшись в профиль, слушает архангела Гавриила, который стоит за ее спиной. Кроме лилии в руке архангела, на полу стоит ваза с букетом роз и лилиями и плетеный короб, в котором лежат книга и белая ткань. Праздничный, торжественный образ скорее напоминает раннюю проторенессансную живопись, чем древнюю иконопись. Красиво одетые Мария и архангел Гавриил словно позируют перед зрителями, и даже голубь не летит, а стоит на облаке на хвосте, расставив крылья. Театральность изображения подчеркивает раздвинутый по углам зеленый занавес.