По преданию, Минская икона Божией Матери была написана евангелистом Лукой, а в 1500 году из Киева, в очередной раз подвергшегося разорению крымских татар, она чудесным образом приплыла вверх по течению рек в Минск и была поставлена в замковой церкви Рождества Богородицы.
Судя по последним реставрационным исследованиям, почитаемая Минская икона Божией Матери – произведение белорусской иконописи XV века. В начале XVII века икона была переписана, был выполнен резной по левкасу позолоченный фон и добавлено изображение скипетра в правой руке Божией Матери – символа небесного владычества над страной ее Непорочной и Милостивой Королевы. В 1616 г. икона была перенесена из замковой церкви в минский униатский Свято-Духов монастырь. В середине XVII века слава Минской иконы Богоматери перешагнула пределы Беларуси – сведения о ней включены в Энциклопедию чудотворных икон и скульптур Девы Марии, «Atlas Marianum», изданную в Мюнхене.
Публикуемая здесь икона-список середины XVIII в основном совпадает с иконографией образца, Минской иконы, за исключением изображения книги в левой руке младенца (на протографе показана сфера). Полесский мастер использовал при создании своего списка популярную в позднебарочной белорусской иконописи технику левкасной лепки, гравировки и покрытия созданного таким образом изображения позолотой, что позволило ему как бы воспроизвести драгоценное убранство иконы-протографа.
В левкасной лепке и позолоте показаны драгоценные, словно вычеканенные из металла, ризы и короны Младенца и Божией Матери, золотой скипетр в Ее руке, изображение вотиев-подвесок в форме частей тела – руки и ноги. Очевидно, эти детали, имитация металлических серебряных подвесок, были исполнены по воле заказчика иконы, выражавшего благодарность Божией Матери за исцеление. В левкасные позолоченные изображения сердец в верхних углах иконы вписаны зигзагообразной, словно пульсирующей линией латинские монограммы имен Христа и Божией Матери. ( В XIX веке они были записаны, заменены каноническими православными греческими титлами, при музейной реставрации эти записи были удалены частично).
Еще одна показательная для поздней барочной белорусской униатской иконописи деталь – гравированное по левкасу таким же зигзагообразным штрихом золотое изображение в верхнем поле иконы голубя Святого Духа. Этот символ неделимости Святой Троицы и Непорочного зачатия, в данном случае может указывать и на нахождение чудотворного протографа, Минской иконы, в Свято-Духовом соборе. В живописи на полесской иконе со всей тщательностью и детальной проработкой, тончайшими притенениями, плавями, выполнены только лики и руки Христа и Божией Матери. Мягкая тень на челе Божией Матери под складками укрывающего Ее главу мафория – этот излюбленный в белорусской иконописи эпохи барокко изобразительный прием мастерски применен полесским художником. Полупрозрачная, как бы светящаяся изнутри тень на лике Божией Матери придает изображению необычайную жизненность, кажется, что милостивая Заступница приближается к молящимся из таинственной глубины вселенной. Глубокий темно-синий фон иконы усиливает эту иллюзию и заставляет вспомнить аналогичное исполнение фонов на белорусских богородичных иконах XVI века.
Юрий Пискун
Из книги «На перекрестке европейских дорог: белорусские иконы»