Предельно простая, симметричная, сведенная до знаковости композиция иконы Божией Матери Милосердной восходит к западному иконографическому прототипу «Мадонна Мизерикордие», известному уже в итальянском дученто. Эта композиция, уже неактуальная в европейской живописи в XVII веке, в эпоху барокко, в белорусской и украинской, униатской и православной иконописи в XVIII веке приобрела значительную популярность и развивалась наряду с традиционной, семантически близкой к ней иконографией «Покрова».
Новое иконографическое решение получило наименование «Божия Матерь Милосердная». Благодаря важности в этом сюжете охранного плаща Божией Матери, раскрытого для защиты молящихся людей, иконы данного извода для белорусов были соотнесены с любимым в восточной церкви праздником, посвященном прославлению в V веке ризы пресвятой Богородицы во Влахернах в Константинополе (празднуется 15 (2) июля).
В том, что перед нами не алтарный образ католического костела, а именно икона Богоматери Милосердной, созданная как храмовый образ для белорусской церкви восточного обряда, убеждает традиционное для белорусской иконописи формальное решение: на доске, с полями в виде декоративной рамы «под красный мрамор», украшенной позолоченными деревянными накладками. Таких архаичных, традиционных для прошлого, XVII века, решений в просвещенных католических храмах Беларуси в конце XVIII века старались избегать, заказывая большие холсты художникам академической европейской выучки. В данном же случае перед нами – творение местного белорусского мастера очень невысокой ремесленной выучки, традиционалиста и наивного новатора одновременно.
Скромными, но изобретательно употребленными средствами – левкасной лепкой в невысоком рельефе одеяния Божией Матери и Ее короны, их позолотой и серебрением – он стремится придать своему произведению «законченный» вид – драгоценной, почитаемой иконы, как будто уже украшенной золотым окладом и подношением серебряных вотиев в форме пылающих сердец. На Милосердной иконе Божия Матерь в золотых одеждах с прочерченными зигзагами трепещущих линий условных складок, с лучистым сиянием нимба – «Жена, облаченная в солнце» (Отк.: 12,1). Непорочная Дева стоит (по западной традиции) на голубой сфере. Одновременно Божия Матерь воплощает образ всей церкви, собирающей под сводом, пологом золотого Своего плаща всех благочестивых, праведных христиан. Их бесчисленный сонм, показан белорусским художником, жившим на рубеже XVIII и XIX века, с помощью традиционного приема иконной изокефалии. Собор молящихся благоверных сынов и дочерей церкви включает и епископов, и монахов, и мирян – особ княжеского и шляхетского станов и простых обывателей. Их условные, наивные образы свидетельствуют незыблемость преклонения белорусского народа перед своей Небесной Королевой.