СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ (А-И)

АКАФИСТ (греч. ακαφιστος — несидящий) — особое богослужебное песнопение, исполняемое в честь Христа, Богоматери и святых.

АНГЕЛ (греч. ἂγγελος — вестник, посланец) — в иудаизме, христианстве и исламе бесплотные существа, назначение которых – служить единому Богу, воюя с его врагами, воздавая ему честь, неся Его волю стихиям и людям. Находятся между собой в строгой иерархии – серафимы, херувимы, престолы, господства, власти, силы, архангелы и ангелы.

АПОСТОЛ  (греч. αποστολως — посол) — в Новом Завете термин употребляется для обозначения ближайших последователей Иисуса Христа. Согласно Евангелиям, это Петр, Андрей, Варфоломей, Иоанн, Иаков сын Зеведея, Иуда Искариот, Симон Канонит, Фаддей, Филипп и Иаков сын Алфея.

АССИСТ (лат. — присутствующий) — лучи и блики, исполненные золотом или серебром и составляющие рисунок одежд, волос и т. п. Символизирует присутствие Божественного света.

АТРИБУТ (лат.  аtributum — принадлежность, существенный признак) — в искусстве — предметы, связанные с определенным персонажем или персонажами.

АТРИБУЦИЯ (лат. attributio — приписывание) — установление автора произведения и (или) места, времени создания, стиля, художественной школы и т. д.

БАЗИЛИКА (лат. basilica — царский дом) — тип христианского храма, представляющий в плане прямоугольное вытянутое здание, разделенное внутри рядами колонн на нечетное количество нефов, из которых средний выше боковых.

ВОТИВ (итал. votivo от voto — обет) — предмет, изображение и т.п., приносимое в дар в благодарность за исполнение молитвенного прошения (чаще всего об исцелении). Многие чтимые чудотворные иконы имеют вотивные привески (цепочки, нательные кресты, иногда — изображения из драгоценных металлов исцеленных органов)

ГИМАТИЙ — верхняя одежда в виде прямоугольного куска ткани. Надевался обычно поверх хитона и у шеи иногда застегивался фибулой.

ДЕКСИОКРАТУСА — один из типов Одигитрии, представляющий Богоматерь, держащую Младенца на правой руке.

ДЕРЖАВА — символ царской власти в форме шара, часто с крестом на вершине.

ЕВАНГЕЛИЕ (греч. εαγγέλιον — «благая весть») — жизнеописание Иисуса Христа; книги, почитаемые как священные в христианстве, в которых рассказывается о божественной природе Иисуса Христа, его рождении, жизни, чудесах, смерти, воскресении и вознесении. Евангелия входят в состав книг Нового Завета. В этих сочинениях по именам авторов называются четыре Евангелия: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Первые три текста содержат немало параллельных мест, и именуются синоптическими (от греч. синопсис — обозрение) с XVIII века, после того как Иоганн Якоб Грисбах издал их в 1776 году в виде Синопсиса, то есть параллельными столбцами. Евангелие от Иоанна существенно отличается от синоптических как по композиции, так и по содержанию. Оно было написано на несколько десятков лет позже книг других Евангелистов с целью дополнить их. Текст Иоанна Богослова представляет теологическое описание Иисуса Христа как вечного Слова и уникального Спасителя человечества. В Евангелиях содержатся описания рождения и жизни Иисуса Христа, его смерти и чудесного воскресения, а также проповеди, поучения и притчи.

Каждый из авторов Евангелия делал упор на те моменты жизни и деятельности Иисуса Христа, которые он считал наиболее важными. Часть событий упоминается только в одних и не упоминается в других Евангелиях. Синоптические Евангелия стали источником многих сюжетов, цитат и идей для европейской социальной культуры последующих столетий. Широко известны Рождество младенца Иисуса Христа, Нагорная проповедь и Заповеди блаженства, Преображение, Тайная вечеря, Воскресение и Вознесение. Основные, упомянутые в Евангелиях, события в жизни Христа постепенно стали отмечаться в качестве церковных праздников теми народами, которые приняли христианство.

ЕЛЕУСА (греч. Ελεούσα — милующая от έλεος — сострадание, сочувствие) — один из основных типов изображения Божией Матери. Богородица изображена с Младенцем Христом, сидящим на Её руке и прижимающимся щекой к Её щеке. На иконах Богородицы Елеусы между Марией (символом и идеалом рода человеческого) и Богом-Сыном нет расстояния, их любовь безгранична. Икона прообразует крестную жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям. В греческом искусстве данный иконографический тип именовался чаще Гликофилуса (греч. Γλυκυφιλουσα  — сладко любящая), что иногда переводят как Сладколобзающая или Сладкое лобзанье.

ЖЕЗЛ — посох, знак высшей пастырской власти, атрибут архиерея.

ЗОЛОТО — широко используется в иконописи. Бывает листовое или сусальное, твореное. Золотой порошок получают перетиранием сусального золота. Порошок, смешанный со связующим, называется твореным золотом.

ИЗВОД — одна из разновидностей, редакций установленного канона.

ИКОНА (от греч. εικων — образ, изображение) — в общем смысле — культовый христианский образ, изображение святого или события из Священной истории, предназначенное для индивидуальной или церковной молитвы.

ИКОНОГРАФИЯ — устойчивая традиция изображения различных лиц и событий, складывающаяся на основе разнообразных источников (Священное Писание, апокрифы, агиография, предания и легенды, литургические песнопения) и организующая их в соответствии с принятыми догматическими, символическими и литургическими толкованиями.

ИКОНОЛОГИЯ — (от греч. εικων — образ, изображение и …логия) — направление в искусствознании XX в. (немецко-американский ученый Э. Панофский и др.), исследующее сюжеты и изобразительные мотивы в художественных произведениях для определения его историко-культурного смысла и выраженного в нем мировоззрения.

 

 

Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Fatal error: Class 'Get_links' not found in /home/priestal/ikony.by/www/wp-content/themes/Libera/comments.php on line 41