ХРИСТОС ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ

Монументальная икона Христа Вседержителя являлась, возможно, наместным образом древнего иконостаса православного Успенского храма городка Бытень. Строгое фронтальное размещение изображения, неукоснительное следование художника классическому византийскому прототипу соединено в бытенской иконе Христа Вседержителя с совершенно новыми, необычными решениями.

Христос Вседержитель

Христос Вседержитель.
2-я треть XVI в.
Из Успенской церкви дер. Бытень Брестской обл.

Удивителен прежде всего сам лик Спасителя. Его мягкие черты, высветленная живопись, плавные перетекания светотени, нежный румянец на щеках передают облик не грозного Судии мира, а доброго пастыря и учителя – Спаса Милостивого, готового услышать людские молитвы и даровать прощение. Представленный, возможно, впервые именно в этом произведении, такой иконографический тип Милостивого Спаса получил в белорусской и украинской иконописи в дальнейшем, в XVII – XVIII столетиях, доминирующее значение. Белорусские и украинские иконы Христа Вседержителя вплоть до середины XIX века решались исключительно в этой иконографии – Христос на них всегда изображался фронтально, с симметрично разделенными на пробор длинными, спускающимися на плечи волосами, оставляющими открытыми старательно прорисованные ушные раковины – наглядное обозначение внимания Господа к голосу молитвы, обращенной, взывающих к нему.

В бытенской иконе новое, ренессансное гуманистическое осмысление идеального образа естественно вытекают из традиционных принципов иконографии Христа Вседержителя. Здесь новое образное решение органично соединено с наследием классической иконы. Традиционная форма иконной доски (с ковчегом, цветной опушью по его краю и по краю полей) совмещена, как и в Жировицкой иконе Божией Матери, с выразительной орнаментальной резьбой позолоченного фона, подобной своим оригинальным рисунком на изображение престолов – одного из чинов Небесных сил, служащих Господу. Тщательная и энергичная иконописная ассистная проработка одеяний Христа сосуществует с мягким и нежным письмом лика, похожим по манере исполнения на произведения интернационального позднеготического маньеризма и провинциальной стенописи Ломбардии. При исполнении живописи лика художник стремился создать естественный, живой, реальный образ – зримую отповедь протестантским намерением отказа от почитания икон. Можно предполагать, что новое иконографическое решение лика Христа могла сложиться в белорусской иконописи при участии художников северо-итальянской выучки, из тех, которые прибыли в Великое княжество Литовское в числе свиты жены Жигимонта Старого, Боны Сфорца, которая получила во владения обширные поместья в Беларуси, в частности, расположенные вблизи Бытеня замок в Кобрине и полесский Дрогичин.

Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Оставить комментарий