Архидиакон Стефан (память 9 января (27 декабря)) – христианский первомученик времен апостольских, был избран иерусалимской христианской общиной в число первых своих 7 руководителей. Погиб он в 34 году, за свою веру побитый камнями. Проповедь архидиакона Стефана и обстоятельства его мученической смерти изложены в «Деяниях апостолов» (Деяния: 6, 3-15, 7, 1-60).
Иконография образа архидиакона Стефана
Традиционно в Восточной Церкви первомученика Стефана изображают как молодого юношу в литургическом облачении (стихаре) с лентой-орарем, перекинутым через левую руку; на Западе более популярна сюжетная композиция, представляющая его мученическую смерть (примеры таких композиций есть и в украинской карпатской иконописи). В Беларуси самый ранний пример изображения этого святого – резная по камню иконка XIII века (к иконам такого типа относятся также Жировицкая икона и Леснинская икона Божией Матери). На ней в рост, фронтально представлены св. Николай и архидиакон Стефан. Благословляемые Христом Эммануилом, они словно совместно совершают церковную службу.
В XVII веке в иконостасах белорусских храмов ростовое изображение святого Стефана часто помещали на южных, диаконских дверях. На северных дверях (в жертвенник), иногда помещали парное к нему изображение архангела Михаила с огненным мечом (указание на земное и небесное, человеческое и ангельское служение Господу). Публикуемая икона, выполненная, судя по стилю и художественному уровню, в крупном центре, а именно, в Слуцке, – так же является изображением на диаконской иконостасной двери. Внушительный размер доски, техническое совершенство исполнения резного фона и позолоты, высокое качество живописи – свидетельство того, что эта дверь некогда входила в состав торжественного и нарядного, монументального (к сожалению – утраченного) иконостаса какого-то большого не сохранившегося храма.
Произведение ярко демонстрирует характерные приметы стиля, свойственного ведущим слуцким мастерам-иконописцам в конце XVI – первой половине XVII века. Простой, плавный силуэт, напоминающий очертания колокола, идеально вписывается в арочную форму доски. Построение изображения на основе уравновешенных, устойчивых геометрических фигур – круга, квадрата, трапеции – типично для иконописи Слуцка. Но фигура не кажется застывшей, тяжеловесной. Тонкая шея на широких округлых плечах, маленькие кисти рук, поддерживающие массивное серебряное кадило и большую книгу Евангелия с тщательно переданным рисунком оклада, привносят характерный для слуцкой иконы раннего XVII века элемент хрупкой утонченности в монументальный лад иконы. «Восточный» тип лика (характерный для слуцкой иконописи) передает представления иконописца об идеальной, ангельской красоте. Ибо во время проповеди лицо архидиакона Стефана сверкало красотой, и как сказано в «Деяниях апостолов», – «Все сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лицо его, как лицо Ангела» (Деяния: 6,15). Очень светлое, жемчужной «ангельской» белизны лицо окаймлено и подчеркнуто в своем сиянии и гармонии черт кудрями черных волос и изящными дугами бровей. Выразительно оттеняя белизну лиц, из-под ризы, украшенной серебряным и золотым «шитьем», выглядывает край черного подризника.
Тщательно передана фактура драгоценной ткани стихаря, но при всей скрупулезности проработки деталей мастер не теряет ощущения «большой формы». Это выгодно отличает его от дробного узорочья русской иконы того времени. Икона первомученика Стефана созвучна своими формальными приемами стилистике ранних белорусских «сарматских» портретов и парадного портрета царя Федора Алексеевича, написанного в Москве в 1686 г. белорусскими мастерами.