МИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ 1750 Г.

По преданию, Минская икона Божией Матери была написана евангелистом Лукой, а в 1500 году из Киева, в очередной раз подвергшегося разорению крымских татар, она чудесным образом приплыла вверх по течению рек в Минск и была поставлена в замковой церкви Рождества Богородицы.

Минская икона Божией Матери

Божия Матерь Одигитрия Минская
Монограммист A.W., Западное Полесье, 1750г.
из Никольской церкви г. Берёза Брестской обл.

Судя по последним реставрационным исследованиям, почитаемая Минская икона Божией Матери – произведение белорусской иконописи XV века. В начале XVII века икона была переписана, был выполнен резной по левкасу позолоченный фон и добавлено изображение скипетра в правой руке Божией Матери – символа небесного владычества над страной ее Непорочной и Милостивой Королевы. В 1616 г. икона была перенесена из замковой церкви в минский униатский Свято-Духов монастырь. В середине XVII века слава Минской иконы Богоматери перешагнула пределы Беларуси – сведения о ней включены в Энциклопедию чудотворных икон и скульптур Девы Марии, «Atlas Marianum», изданную в Мюнхене.

Публикуемая здесь икона-список середины XVIII в основном совпадает с иконографией образца, Минской иконы, за исключением изображения книги в левой руке младенца (на протографе показана сфера). Полесский мастер использовал при создании своего списка популярную в позднебарочной белорусской иконописи технику левкасной лепки, гравировки и покрытия созданного таким образом изображения позолотой, что позволило ему как бы воспроизвести драгоценное убранство иконы-протографа.

В левкасной лепке и позолоте показаны драгоценные, словно вычеканенные из металла, ризы и короны Младенца и Божией Матери, золотой скипетр в Ее руке, изображение вотиев-подвесок в форме частей тела – руки и ноги. Очевидно, эти детали, имитация металлических серебряных подвесок, были исполнены по воле заказчика иконы, выражавшего благодарность Божией Матери за исцеление. В левкасные позолоченные изображения сердец в верхних углах иконы вписаны зигзагообразной, словно пульсирующей линией латинские монограммы имен Христа и Божией Матери. ( В XIX веке они были записаны, заменены каноническими православными греческими титлами, при музейной реставрации эти записи были удалены частично).

Еще одна показательная для поздней барочной белорусской униатской иконописи деталь – гравированное по левкасу таким же зигзагообразным штрихом золотое изображение в верхнем поле иконы голубя Святого Духа. Этот символ неделимости Святой Троицы и Непорочного зачатия, в данном случае может указывать и на нахождение чудотворного протографа, Минской иконы, в Свято-Духовом соборе. В живописи на полесской иконе со всей тщательностью и детальной проработкой, тончайшими притенениями, плавями, выполнены только лики и руки Христа и Божией Матери. Мягкая тень на челе Божией Матери под складками укрывающего Ее главу мафория – этот излюбленный в белорусской иконописи эпохи барокко изобразительный прием мастерски применен полесским художником. Полупрозрачная, как бы светящаяся изнутри тень на лике Божией Матери придает изображению необычайную жизненность, кажется, что милостивая Заступница приближается к молящимся из таинственной глубины вселенной. Глубокий темно-синий фон иконы усиливает эту иллюзию и заставляет вспомнить аналогичное исполнение фонов на белорусских богородичных иконах XVI века.

Юрий Пискун

Из книги «На перекрестке европейских дорог: белорусские иконы»

 

 

Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Оставить комментарий