Значение иконы Одигитрии Смоленской святитель Димитрий, митрополит Ростовский, выдающийся украинский и российский православный писатель XVII века, пребывавший в юности в 1677–1679 годах на Беларуси в слуцком Троицком монастыре и отметивший в дневнике свое паломничество к чудотворным белорусским иконам Божией Матери, охарактеризовал в жизни христиан так: «Мы не отчаиваемся в Божием милосердии, ибо в жизни нашей есть у нас премилостивая Одигитрия, благая Наставница, Пречистая Дева, данная нам от Бога как столп израильтянам, к обетованной земле ведущий».
Этому определению в полной мере соответствует торжественный образный строй иконы Божией Матери «Одигитрия Смоленская», почитавшейся чудотворной в старинном селе Дубенец. В XVI веке селом владела одна из угасающих линий православных князей Погорынских. Возможно, именно один из владельцев заказал эту икону для Пречистенской церкви своего вотчинного имения. Фрагментарно сохранившаяся вкладная надпись на нижнем поле иконы, к сожалению, не поддается расшифровке.
Иконографический тип Одигитрии («Путеводительницы») – один из самых древних и наиболее распространенных в иконописи. Первообразом данного варианта-извода Одигитрии, в котором Божия Матерь и Младенец на Ее левой руке представлены строго фронтально, обращенными к молящимся, им Божия Матерь указывает на Своего Сына как путь спасения, – считают древнюю икону Влахернского храма Константинополя. К этому изводу принадлежала древнейшая на Руси Смоленская икона Божией Матери. Воспроизводят этот извод и большое число сохранившихся полесских, волынских, прикарпатских Богородичных икон. Среди них икона Одигитрии Смоленской из Дубенца при всей точности воспроизведения в ней типологических черт извода – произведение, поражающее своим непривычным выразительным языком, необыкновенным рисунком лика Божией Матери, исполненного глубокой одухотворенности.
Притягивающий, пронзительный взгляд огромных миндалевидных глаз Дубенецкой Одигитрии, подчеркнутых глубокими притенениями век, дугами бровей, кажется, сконцентрировал в себе всю скорбь о людях. Как будто неизвестный полесский иконописец предчувствовал эсхатологические настроения белорусского общества в конце XVI века,. предвидел катаклизмы церковной жизни. Глубокий синий фон иконы, типичный для ранней белорусской иконописи, усиливает суровую торжественность Дубенецкой иконы. На этом фоне напряженно сверкает серебро лепниных нимбов и монограмм, , серебряный хитон младенца и серебряные каймы и звезды-крины на мафории Божией Матери.
Обычно в этом изводе Одигитрии показаны две звезды, но, прославляя девство Пречистой, полесский художник воспроизвел все три звезды Богородичного мафория. Крины-звезды – символы девства Марии – на иконе Смоленской Одигитрии из Дубенца показаны в виде больших ромбов, отличающих особо торжественное царственное одеяние. Пурпурно-огненный царственный цвет мафория Божией Матери, на котором неожиданно вспыхивают глубокие синие рефлексы, кажется, предельно выразительно раскрывают смысл подчеркнутого Св. Димитрием Ростовским эпитета Божией Матери: Она – Огненный столп, ведущий ко Христу. Еще к большей колористической напряженности стремится художник, заполняя ассистными движками огненно-оранжевый гиматий младенца. Его лик отмечен морщинами на челе – свидетельством не младенческой, предвечной мудрости и сострадания к людям. Он есть воплощение Логоса, в руках его свиток евангелия, Слова божественной премудрости. Огненно-красный и голубой цвета выделяет изображения архангелов Михаила и Гавриила в верхних углах иконы. С трепетным почтением, прикрыв складками гиматиев ладони и склонив головы, подносят они свое моление Христу и Небесной Царице.
Юрий Пискун
Из книги «На перекрестке европейских дорог: белорусские иконы»