Монументальная икона Христа Вседержителя являлась, возможно, наместным образом древнего иконостаса православного Успенского храма городка Бытень. Строгое фронтальное размещение изображения, неукоснительное следование художника классическому византийскому прототипу соединено в бытенской иконе Христа Вседержителя с совершенно новыми, необычными решениями.
Удивителен прежде всего сам лик Спасителя. Его мягкие черты, высветленная живопись, плавные перетекания светотени, нежный румянец на щеках передают облик не грозного Судии мира, а доброго пастыря и учителя – Спаса Милостивого, готового услышать людские молитвы и даровать прощение. Представленный, возможно, впервые именно в этом произведении, такой иконографический тип Милостивого Спаса получил в белорусской и украинской иконописи в дальнейшем, в XVII – XVIII столетиях, доминирующее значение. Белорусские и украинские иконы Христа Вседержителя вплоть до середины XIX века решались исключительно в этой иконографии – Христос на них всегда изображался фронтально, с симметрично разделенными на пробор длинными, спускающимися на плечи волосами, оставляющими открытыми старательно прорисованные ушные раковины – наглядное обозначение внимания Господа к голосу молитвы, обращенной, взывающих к нему.
В бытенской иконе новое, ренессансное гуманистическое осмысление идеального образа естественно вытекают из традиционных принципов иконографии Христа Вседержителя. Здесь новое образное решение органично соединено с наследием классической иконы. Традиционная форма иконной доски (с ковчегом, цветной опушью по его краю и по краю полей) совмещена, как и в Жировицкой иконе Божией Матери, с выразительной орнаментальной резьбой позолоченного фона, подобной своим оригинальным рисунком на изображение престолов – одного из чинов Небесных сил, служащих Господу. Тщательная и энергичная иконописная ассистная проработка одеяний Христа сосуществует с мягким и нежным письмом лика, похожим по манере исполнения на произведения интернационального позднеготического маньеризма и провинциальной стенописи Ломбардии. При исполнении живописи лика художник стремился создать естественный, живой, реальный образ – зримую отповедь протестантским намерением отказа от почитания икон. Можно предполагать, что новое иконографическое решение лика Христа могла сложиться в белорусской иконописи при участии художников северо-итальянской выучки, из тех, которые прибыли в Великое княжество Литовское в числе свиты жены Жигимонта Старого, Боны Сфорца, которая получила во владения обширные поместья в Беларуси, в частности, расположенные вблизи Бытеня замок в Кобрине и полесский Дрогичин.