ЖИРОВИЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Жировицкая икона

Жировицкая икона Божией Матери — одна из главных богородичных святынь Беларуси. Этой чудотворной, вырезанной на яшме маленькой иконке, прославленной еще в конце XV века, посвящена особая служба, которая совершается 20 (7) мая в Свято-Успенской мужской обители в местечке Жировичи, вблизи древнего города Слонима.

Жировицкая икона

Жировицкая икона Божией Матери. 1751.
Западное Полесье.
Из Никольской церкви
города Малорита Брестской обл.

Этот праздник и сегодня собирает тысячи паломников. В середине XVIII века, когда был выполнен публикуемый список чудотворной иконы Божией Матери Жировицкой, число пилигримов в Жировичах исчислялось десятками тысяч. При коронации Жировицкого образа в 1730 году Жировичи посетило более 40 тысяч человек. Неудивительно, что такая великая слава протографа, как случается со  всеми чудотворными иконами, вызвала большое количество списков, выполненных в XVII, и особенно, в XVIII веке. В данном случае в иконе-списке 1751 г. использован в качестве источника композиции не сам оригинал Жировицкой иконы, миниатюрный рельеф (изображение на котором уже в то время было с трудом различимо) и не привычная иконография в виде изображения, окруженного овальной рамкой с текстом «Честнейшую херувим…». Образ 1751 г. восходит к живописному воспроизведению Жировицкого образа Божией Матери, выполненному на стене римской церкви Сергия и Вакха в XVII веке базилианами, прибывшими в Рим из Беларуси. Ранее 1730 года фресковое изображение в церкви Сергия и Вакха было реставрировано художником Лоренцо Громиччо да Кава , перенесено в алтарь храма и украшено стукковой рамой и серебряным окладом.

В иконе-списке 1751 г. достаточно точно воспроизведены композиция римского образца, расположение фигур Божией Матери и Младенца, прильнувших друг к другу, их нежные движения, мягкие черты ликов, умильное настроение. Есть на иконе 1751 г. изображение ангелов, коронующих Жировицкую святыню (судя по описаниям, при позднейших поновлениях эта деталь на римской фреске была утрачена). Даже типичная для поздней полесской иконописи арочная рама иконы-списка напоминает стукковое обрамление римской фрески. Неизвестный по имени белорусский художник опирался в своей работе, скорее всего, на одну из издаваемых в Риме гравюрных реплик Жировицкого образа, почитаемого в Риме под именем «Мадонна дель Пасколо». О таком «опосредованном» копировании свидетельствует латинская надпись вверху полесской иконы 1751 г.:«Vera effectes miraculosiss Maria Zirovisis» («Истинный список чудотворной Марии Жировицкой»). При исполнении иконы применена рельефная резьба по левкасу, серебрение, золочение, лаковые лессировки в живописи исполнены только лики, руки и обнаженные части тел. Это позволило не только сымитировать дорогой чеканный серебряный оклада римской иконы-фрески, но в какой-то мере обозначить пластические особенности рельефной Жировицкой каменной иконы-протографа, создать очень торжественное произведение. Здесь Божия Матерь облачена в золотые одежды, словно в сияющие лучи солнца.

Интересно отметить, что заказчики этой внушительной по размеру иконы–алтаря в пышной резной раме были людьми незнатными и достаточно молодыми. Об этом свидетельствует их вкладная надпись, помещенная внизу образа: «…рабы Божьи Василий Клинковский и Яков Казарук за отпущение грехов своих и родителей своих…». Показательно, что текст вкладной надписи на этом алтаре выполнен кириллицей на белорусском языке, употребляемом в середине XVIII века, во времена очень сильной полонизации верхов белорусского общества, прежде всего в среде простолюдинов, приверженцев  греко-католической (униатской) веры.

Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Оставить комментарий