БЕЛЫНИЧСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Белыничская икона Божией Матери является одной из самых известных в Беларуси. Время появления ее прототипа точно учеными не определено. Церковная легенда гласит, что Белыничский образ уже существовал в X в., и лики Марии и Иисуса были начертаны ангелом. В начале XVII в. образ находился в кармелитском монастыре в Белыничах, потом во время войны 1654-1667 гг. был в Ляховичах (Брестская обл.), после чего опять вернулся в Белыничи.

В 1876 году кармелитский костел был передан православным верующим вместе с чудотворным образом. Точных известий о его судьбе после 1917 года нет. Считается, что после закрытия церкви в 1930 гг. святыня попала в Могилевский областной краеведческий музей, откуда она исчезла во время Второй мировой войны. До наших дней сохранились немногочисленные копии этого извода, на Могилевщине их имеется около десяти. Две из них хранятся в Могилеве — в музее и в костеле Святого Станислава. Еще одну копию, написанную в XIX веке, спасли православные верующие и, продержав у себя дома 70 лет, передали в храм, построенный в Белыничах в 2005 году. Однако эти копии не передают художественных качеств оригинала. В настоящее время наиболее близкими к оригиналу Белыничской иконы можно считать два образа средины XVII века: образ на доске несвижского происхождения из костела в деревне Новая Мышь и образ на полотне из церкви в деревне Тарейки.

Белыничская икона Божией Матери.

Белыничская икона Божией Матери. XVII в.
Дер. Новая Мышь Гродненской обл.

Судя по их полному подобию, они могли быть написаны с иконы-протографа, когда она находилась в Ляховичах (1654–1665).

Иконография Белыничской иконы

На иконах Белыничской Божией Матери отражено поясное изображение Матери Божьей с Младенцем в левой руке и со скипетром в правой, голова слегка повернута к Младенцу. Христос держит в левой руке державу, опоясанную горизонтально обручем и вертикально вверху полуобручем с крестом, а правой благословляет. Голова Младенца в узорчатой королевской короне немного откинута. Вверху два летящих ангела возлагают корону на голову Богоматери. Традиционный иконописный извод сочетается с чертами ренессансной живописи. Символическое значение скипетра (жезла) в руках Божией Матери связывается с духовной властью. Скипетр,  первообразом которого был пастуший посох, является древнейшим символом власти, использовался  греками и этрусками, от которых был перенят римскими, а затем византийскими императорами.

Ареал размещения образов Белыничской Богоматери, как и Ченстоховской Божией Матери, в основном ограничивается окрестностями местонахождения протографа, т.е. Могилевской областью.

Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Оставить комментарий