![](https://ikony.by/wp-content/uploads/2013/09/Rojdestvo-Bojiej-Materi_1.jpg)
Рождество Божией Матери, «Вторая Пречистая» – один из праздников, самых любимых белорусским народом. В том, что икона Рождества Божией Матери имела в белорусской иконописи огромную популярность, большое число самобытных интерпретаций, убеждает этот поздний, необычайно душевный, свежий по исполнению образ.
![Rojdestvo Bojiej Materi](http://ikony.by/wp-content/uploads/2013/09/Rojdestvo-Bojiej-Materi.jpg)
Рождество Божией Матери
Брестское Полесье, последняя треть XVIII в.
Из церкви Рождества Богоматери, дер. Черняны Брестской обл.
Представленная икона, как и икона «Собор архангела Михаила и других Небесных Сил Бесплотных», является храмовой. В ней органично соединены «иконописное» мышление, традиционализм и творческая свобода, живое фольклорное прочтение темы, пластически преобразующее композицию, заимствованную из гравюры, выполненной Езефом Гочемским для изданного в 1777 году в Почаеве «Анфологиона».
Стиль неизвестного полесского иконописца отмечен широтой, монументальной обобщенностью, он кажется, на первый взгляд, лапидарно-условным с наивно-однотипным стилизованным рисунком ликов, по представлению художника – идеально красивых, светлых с округлыми черными бровями и старательно выписанными ресницами. Непредвзятое рассмотрение позволяет оценить своеобразное изящество, пластическую цельность иконы, ее сглаженной рельефной поверхности, словно перетекающей, обволакивающей фигуры участников сцены округлыми линиями-волнами драпировок одеяний, пульсирующих бликами серебра, золотых и зеленых лаковых лессировок. Выразительно используется художником прием выполнения изображения не в живописи, а в рельефной резьбе по толстому слою левкаса. Рельеф левкаса иконы Рождества Богоматери, его серебряное покрытие и золотистый лак дают возможность создать произведение яркое, праздничное, в котором технологические изыски удачно имитируют драгоценный серебряный оклад, якобы цельным щитом покрывающий икону, оставляющий «незакрытыми», выполненными в живописной технике, только лики и руки персонажей. Традиционные группы – Св. Анна на ложе и приближающиеся к ней с дарами женщины, служанки у купели с младенцем Марией на руках и Св. Иоаким, восседающий справа у ложа жены, – максимально приближены друг к другу, предельно, как в фольклорном повествовании, укрупнены, поданы знаково-обобщенными простыми силуэтами. Они едва вмещаются в границах изобразительной плоскости. Сказочными метафорами на иконе Рождества Богородицы кажутся и купель с плещущейся водой, и огромный узорчатый глиняный кувшин, и неожиданно заполнивший не только «небо», но и позем, рельефный растительный орнамент. Фигура Св. Иоакима перекрывает этот растительный побег, как будто отец Пречистой Девы сидит на ветке древа. Три женщины у купели образуют своими силуэтами равновесный треугольник, словно сказочные Парки, волшебницы, оберегают дитя. Золотые головные покрывала женщин своим рисунком похожи на традиционные полесские народные женские головные уборы – «наметки».
О чудесном характере происходящего говорит обнаженная по пояс фигурка младенца. Новорожденная Мария стоит в купели, ее изящную, как у античной богини, фигурку как будто обволакивает овал пелен, словно сияющая мандорла. Фольклорный образный строй произведения построен с использованием элементов господствующего в высоком искусстве страны классицизма, адаптированного народным художественным сознанием, о чем свидетельствуют «классицистические» мотивы на иконе – указующий жест Св. Иоакима, изображение полуобнаженного младенца, «античный» профиль служанки.
Юрий Пискун
Из книги «На перекрестке европейских дорог: белорусские иконы»